В этой статье мы рассмотрим современные методы учета расхода топлива и расскажем обо всех плюсах и минусах, чтобы вы могли сделать выбор в пользу решения, которое подойдет именно вам. На сегодняшний день существуют три вида оборудования для контроля уровня топлива: CAN-шина, ДУТ (ёмкостный датчик уровня топлива) и ДРТ (проточный датчик расхода топлива). Рассмотрим каждый способ подробнее.

Контроль расхода топлива через CAN-шину

Требуемое оборудование: штатный датчик уровня топлива, CAN-шина, бесконтактные считыватели или адаптер CAN-LOG.

Достоинства: низкая цена и простой монтаж.

Недостатки: существенная погрешность в измерениях.

Этот способ — наименее точный из трех перечисленных, так как погрешность штатного датчика уровня топлива может достигать 30%. Кроме того, у некоторых типов датчиков есть так называемые «мертвые зоны», в которых измерения не производятся. Мертвые зоны могут занимать до 10% объема бака, что дополнительно снижает точность измерений.

С другой стороны, CAN-шина может передавать больше информации, чем просто уровень топлива — это и скорость передвижения, и нагрузка на ось, и уровень давления масла и еще множество параметров, которые зависят от бортовой системы вашей техники. Поэтому использовать CAN-шину для контроля топлива, несмотря на погрешности, вполне возможно, тем более что этот способ наиболее бюджетный.

Контроль расхода топлива через ДРТ

Требуемое оборудование: проточный датчик уровня топлива.

Достоинства: высокая точность.

Недостатки: высокая цена оборудования и его обслуживания, сложность установки и наличие «слепых зон».

Этот способ контроля расхода топлива намного точнее, чем через CAN-шину — погрешность современных цифровых ДРТ составляет не более 3%. Однако у проточных датчиков есть «мертвая зона» — слив топлива через «обратку» они не засекут. С завода ДРТ приходят уже откалиброванными и готовыми к работе. Но вот конструкцию емкостных датчиков надежной не назовешь: они требуют постоянного обслуживания, особенно в условиях низких температур. Более того, засоры ДРТ могут привести к неполадкам в работе двигателя, поэтому за его состоянием нужно постоянно следить.

Контроль расхода топлива через ДУТ

Требуемое оборудование: емкостный датчик уровня топлива.

Достоинства: высокая точность и защита от сливов, оптимальная цена.

Недостатки: влияние внешних факторов на точность.

По соотношению цены и точности измерений емкостные датчики — оптимальное оборудование из перечисленного в этой статье. В норме погрешность ДУТ не превышает 1%, однако неправильный монтаж и некоторые внешние факторы могут снизить точность датчика. Также в ряде случаев может потребоваться установка более одного ДУТ — например, если бак нестандартной перпендикулярной формы или их несколько.

В отличие от ДРТ, который умеет определять только расход топлива, ДУТ передает информацию обо всех заправках и сливах. Таким образом, обмануть датчик становится практически невозможно. Единственная мера предосторожности, которая вам потребуется — визуальный осмотр оборудования на предмет посторонних кранов и врезок. Компания «Автонавикс» предоставляет услугу топливного консалтинга, в ходе которой специалисты нашей техподдержки сообщат вам о повышенных расходах топлива и возможных врезках в топливную систему — сливах через «обратку».


Услугой топливного консалтинга пользуются компании с большим автопарком техники. Если вам нужна профессиональная консультация по выбору системы учета топлива и способов его экономии, обратитесь в компанию «Автонавикс». на сайте или позвоните по номеру в вашем городе — наши менеджеры всегда готовы предоставить консультацию.